
ДИЗАЙН
НОВАТОРСКИЙ ДУХ
Создание новой формы искусства на основе древней традиции
Создание новой формы искусства на основе древней традиции
С самых древних пор древесина – это материал, из которого человек изготавливал любопытные и вместе с тем тривиальные предметы. Но есть ли исключения из этого правила? Безусловно! Одно из них — необычное японское ремесло «Ёсеги».
История этой изящной и трудоемкой формы обработки дерева насчитывает больше четырех веков. В мире она также известна под названием японской техники маркетри: в руках умелого ремесленника разрозненные деревянные элементы разных текстур и цветов превращаются в предельно точный и сложный узор мозаики.
Чрезвычайная трудность процесса и высочайшие требования к мастерству и опыту не самым лучшим образом сказались на популярности этого уникального вида искусства за последнее столетие.
Тем не менее, Кен Ота не готов мириться с таким положением вещей. У него есть цель — вдохнуть в старинное ремесло новую жизнь и раскрыть его красоту перед миром.
Этот широко известный и признанный мастер не только преданно служит популяризации своего ремесла и уважительно относится к вековым традиционным методам, но и стремится найти новаторские формы.
«Я хочу защитить и продолжить традицию, — объясняет Ота, чья мастерская расположена в Хаконе, родном городе «ёсеги». — Для этого мне нужно меняться и быть новатором. Вопрос ведь не в том, копировать или не быть предметом копирования. Нужно выработать собственный оригинальный стиль».
![]()
![]()
«Я ХОЧУ ЗАЩИТИТЬ И ПРОДОЛЖИТЬ ТРАДИЦИЮ, — ОБЪЯСНЯЕТ ОТА, ЧЬЯ МАСТЕРСКАЯ РАСПОЛОЖЕНА В ХАКОНЕ, РОДНОМ ГОРОДЕ «ЁСЕГИ». — ДЛЯ ЭТОГО МНЕ НУЖНО МЕНЯТЬСЯ И БЫТЬ НОВАТОРОМ. ВОПРОС ВЕДЬ НЕ В ТОМ, "КОПИРОВАТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ КОПИРОВАНИЯ". НУЖНО ВЫРАБОТАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ».
Мастер «ёсеги» Кен Ота
Эта техника обработки дерева настолько уникальна и сложна, что не годится для массового производства. Каждое изделие изготавливается вручную, а выбор дерева говорит о стиле и вкусе мастера и фактически служит своеобразной подписью.
За высоким статусом Ота стоит многолетняя учеба сперва в политехническом университете Сайтамы, а затем в знаменитой мастерской Kiro в Одаваре. Всю древесину для своих творений (а это 25 различных сортов) он закупает лично по всей Японии, от Хоккайдо до Окинавы.
Шкатулки, лотки, подставки — эти и многие другие изделия Ота пользуются у покупателей большим спросом. Но древесина для него — не просто сырье. К каждому отдельному элементу мастер относится с большим вниманием.
«Я хочу с уважением отнестись к жизни срубленных в лесу деревьев, — отмечает он. — То же самое касается и других предметов, но я хочу быть благодарным за то, что беру. У каждого вида древесины своя уникальная форма и текстура, что дает творческую свободу и, в конечном итоге, эстетичный вид».
Одна из самых характерных особенностей «ёсеги» — невероятная трудоемкость. Для этого успешный ремесленник должен обладать огромным терпением — ценным качеством в условиях современного цифрового мира с его высокими скоростями. Тем не менее, Ота любит неторопливый темп своей работы и воспринимает его как возможность исследовать глубины собственного художественного мастерства.
«Время не играет роли, — говорит он. — Я могу выражаться только через то, что у меня внутри».